Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка
Детский сад 86 «Колокольчик» городского округа «город Якутск»
Образовательная программа на 2016-2019 учебный год

    образовательная

    Основная образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) является документом, определяющим содержание и организацию образовательной деятельности детей в возрасте от 3 до 7 лет в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка — Детский сад № 86 «Колокольчик» городского округа «город Якутск» (далее – МБДОУ ЦРР — Д/с № 86 «Колокольчик» ГО «город Якутск»).

    Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

    1. Федеральный закон  от 29.12.2012№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
    2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее — СанПиН).
    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).
    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
    5. Устав МБДОУ «ЦРР — Д/с №86 «Колокольчик» ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 15.01.2016 года № 28 р. (далее — Устав).
    6. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №1797 серия 14 Л 01 № 0001774 от 05.07.2016 г., бессрочно.
    7. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.).
    8. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (30.09.1990).
    9. «Декларация прав ребенка» (принята резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959 года).
    10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

    Педагогический процесс построен на базе следующих программ и методических разработок:

    1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – Москва, 2016г.
    2. «Тосхол» бырагыраамма — сана кэрдиис кэмҥэ» (для групп с якутским языком обучения), под редакцией М.Н. Харитоновой, С.С. Семеновой, Д.Г. Ефимовой, Ю.В. Андросовой. – Якутск, 2014г.
    3. «Программа – коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи», под редакцией Н.В. Нищевой.

    Программа обеспечивает развитие личности детей в возрасте от 3 до 7 лет в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Программа направлена на:

    • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
    • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Цели и задачи реализации Программы.

    Основная цель: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательной программы начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ст. 64, п.2, ФЗ-273 «Закон об образовании»).

    Задачи:

    1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
    2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
    3. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
    4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
    5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
    6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
    7. Обеспечение     вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
    8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
    9. Обеспечение    психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
    10. Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
    11. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

    Принципы и подходы к формированию Программы:

    1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
    2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
    3. Уважение личности ребенка;
    4. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно­ — эстетическое развитие ребенка;

    5.Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

    6.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

    7.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    8.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    9.Сотрудничество Организации с семьей;

    10.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

    11.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

    12.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

    13.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

    МБДОУ «ЦРР — Д/с № 86 «Колокольчик» ГО «город Якутск» функционирует с 6 марта 1978 года. ДОУ расположено по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, 25/1. Телефон: 22-53-54, тел/факс: 22-59-32, электронная почта: detsad86@vaguo.ru.

    ДОУ работает по 5-дневной рабочей неделе. 12 часов в день с 07час30 мин до 19час30мин. выходные дни: суббота, воскресенье.

    В ДОУ функционируют 12 возрастных групп: из них 9- группы общеразвивающей направленности (от 3 до 7 лет), 2 — группы компенсирующей (логопедической) направленности (от 5 до 7 лет).

    Образовательный процесс в дошкольном учреждении осуществляется на двух государственных языках — якутский, русский.

    В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация основной образовательной программы дошкольного образования.

    В группах компенсирующей (логопедической) направленности для детей с ОВЗ осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.

    Содержание воспитательно — образовательной работы в МБДОУ ЦРР — Д/с № 86 «Колокольчик» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей далее — образовательные области):

    1. Социально — коммуникативное развитие.
    2. Познавательное развитие.
    3. Физическое развитие.
    4. Речевое развитие.
    5. Художественно-эстетическое развитие.