Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка
Детский сад 86 «Колокольчик» городского округа «город Якутск»
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ

    адаптированная

    Программа комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ составлена в соответствии с общеобразовательной программой муниципального бюджетного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детского сада №86 «Колокольчик».

    Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273- ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»
    2. Санитарно -эпидемиологические требования к устройству, содержания и организации режима дошкольных образовательных организаций: санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26, (далее – СанПиН).
    3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве России 14.11.2013 №30384).
    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 2 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
    5. Устав МБДОУ «ЦРР — Д/с № 86 «Колокольчик» ГО «город Якутск», утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 15.01.2016 года № 28 р. (далее – Устав).
    6. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности № 1797 серия 14л01 № 0001774 от 05.07.2016 г., бессрочно.
    7. «Конвенция о правах ребёнка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
    8. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (30.09.1990г.)
    9. «Декларация прав ребёнка» (принята резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959года).

    Цель данной индивидуальной программы – построение системы коррекционно-развивающей работы с ребёнком ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОО и родителей дошкольников.

    Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

    • в освоении основной программы дошкольного образования
    • коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся
    • их социальную адаптацию.

    В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

    По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

    1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
    2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
    3. Дети с нарушением речи (логопаты);
    4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
    5. Дети с умственной отсталостью;
    6. Дети с задержкой психического развития;
    7. Дети с нарушением поведения и общения;

    Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)

    В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться

    В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

    Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы — это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 05 2013 № 26 (далее — СанПиН 2.4 1.3049-13; начало действия документа — 30.07 2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2 4.1.3049-13 распространяются на все дошкольные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

    В МБДОУ ЦРР- Д/с № 86 «Колокольчик» среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития

    С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»

    Для детей с ОВЗ мы создали программу коррекционной работы предусматривающую создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

    Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы:

     Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети- инвалиды.      Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

    Цели программы:

    • создание системы комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации;
    • создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательно процесса.

    Задачи программы:

    • выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
    • осуществлять индивидуально ориентированную психолого – медико – педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей 9 в соответствии с рекомендациями психолого – медико – педагогической комиссии);
    • обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ Программы на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
    • оказание консультационной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

    Ожидаемые результат:

    • создана система комплексного психолого – медико – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, их социальной адаптации;
    • созданы специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.